Хотя сегодня не говорят о мировом финансовом кризисе, можно сделать определенный вывод, рассматривая складывающуюся экономическую ситуацию в мире.
Американские индексы пробивали максимумы в сентябре, но в октябре они уже не смогли продолжить движение наверх из-за опасений за мировую экономику. Дестабилизация прогнозируется во всех ведущих экономиках мира, а ЕЦБ уже понизил ключевые ставки до рекордного минимума, в то время как США может отказаться от повышения базовой ставки.
Все названные страны следует причислять к развитым государствам с сильной экономикой. Но что происходит с развивающимися странами, переживающими так называемый переходный экономический период? Речь идет, в частности, о Бразилии, Турции, Китае, России – им нередко приписывали роль спасателей глобальной конъюнктуры от краха. Но сегодня пошатнулись и их позиции: страны чрезмерно много тратят и все сильнее погружаются в долговую яму. Сегодня ситуация сложилась таким образом, что эти крупные национальные экономики должны спасать сами себя.
В сложном положении оказались страны, входящие в состав BRICS (БРИКС). Так, ВВП Китая показало худшие значения с начала мирового кризиса 2008-2009 года, а рынок РФ сложно назвать стабильным, как сложно и уверенно прогнозировать его позитивное развитие как минимум в краткосрочной перспективе. Не самые сильные темпы роста демонстрирует и Бразилия, которая оказалась в рецессии, а Турция изо всех сил пытается добиться роста экономики на 3%. Аналогично ситуация обстоит и с большинством экономик Латинской Америки, которые страдают от падения цен на металл и иное сырьё. Особенно заметно негативное влияние названных факторов на Чили и Перу.
Эксперты уверены, что активных импульсов ждать не приходится, и биржи не остаются в стороне. Акции стран с переходной экономикой переживают настоящий провал. Рынки MSCI потеряли 10% с конца августа, а акции восточноевропейских стран с переходной экономикой упали на 13%. Стоит ли упоминать о валютных рынках, лучшим воплощением которых является нынешнее положение российского рубля, потерявшего одну пятую стоимость в течение нескольких месяцев.